Цвета радуги

Цвета радуги
 =Главная страница
 =О счастье размышления
 =Рисунки добавил много новых акварелей
 =Стихи и проза Пишу обо всём, что волнует...
 =Фотографии 2004 ... 2008 годы
 =Любимые книжки то, что нравится читать
 =Любимая музыка ноты для гитары и фортепиано
 =Подписаться на рассылку новостей
 =Написать письмо

 


 

МОЦАРТ  Иллюстрированное (с нотами) жизнеописание для детей
\\\Вернуться к Моцарту
 

 

 

 

 


 

 

 

Эмиль Финкельштейн

 

Моцарт


художник
Валерий Цикота
 

 

 

 

                 Вот уже 200 лет
о знаменитом композиторе Моцарте
говорят и говорят, пишут и пишут.
А кажется, всё мало.
Потому что его очень любят.
А если уж очень любят кого-то,
рассказывать о нем будут
всем и без конца...
 

 

Моцарт жил в Австрии, Это страна, где все говорят по-немецки. Вот и у Моцарта было немецкое имя Вольфганг.
Вольфганг — значит «Волчий Шаг». Так назвали его родители. Родители повсюду похожи друг на друга - они дают своим детям имена и надежде на счастье и удачу. Имя, данное человеку от рождения, нельзя снять как рубашку, оно прирастает к нему на всю жизнь.
Имя Волчий Шаг подошло бы охотнику-индейцу, который бродит по лесам и выслеживает добычу. Но наш Вольфганг ездил в каретах, писал гусиным пером и носил парик с косичкой, посыпанный пудрой. И вовсе не был ни храбрецом, ни удальцом.
В те времена давали и второе имя - словно на всякий случай, если с первым что-то в жизни не заладится.
Второе имя Моцарта — Амадей; в переводе с латинского -«любезный Богу». И в самом деле, отметил его Бог умением сочинять волшебную музыку, от которой плачут и смеются. И что самое удивительное — одновременно.

 

 

 

Маленький Моцарт жил с папой, мамой и старшей сестрой. Папа ходил на работу, мама вела дом, а сестра училась музыке.
Однажды папа застал своего четырехлетнего сына за работой. Тот старательно ставил кляксы на листе бумаги, размазывал их ладошкой, а поверх ещё что-то чертил.
- Сочиняю концерт для клавесина с оркестром,— гордо сказал малыш.
- Посмотрите,— воскликнул отец, рассмотрев каракули, — как здесь толково изображена музыка!
Он знал, что говорил, потому что сам был прекрасным музыкантом. А сын подошёл к клавесину и, как мог, сыграл то, что сочинил. И совсем растрогал отца.
«Из этой божественной искры надо разжечь пылающий костёр. Пусть весь мир дивится на моего чудо-ребёнка». Так подумал старший Моцарт — разумеется, на родном немецком языке.
По-немецки чудо-ребёнок - «вундеркинд». И сегодня, если у какого-нибудь малыша окажутся поразительные способности, о нем скажут: это же настоящий вундеркинд, прямо как Моцарт!

 

 

 

 

 

 

А вот что случилось в одном монастыре, когда монахи предавались полуденной трапезе, или попросту говоря, обедали. Из монастырской церкви донеслись звуки органа. И так хороша была музыка, что монахи, бросив еду, поспешили посмотреть, кто же осчастливил церковный орган своим прикосновением.
Монахи были поражены - за огромным органом они с трудом разглядели совсем юного и совсем маленького музыканта! Они, наверное, удивились бы меньше, увидев дикого африканского слона вместо органа, а рядом малыша-дрессировщика, движением руки заставляющего повиноваться огромное животное и выполнять всякие фокусы.
Церковный орган - очень сложный и большой музыкальный инструмент. Бывает куда выше слона, а то и с целый дом. Можно войти внутрь такой громадины и любоваться сё устройством.
Чудо-ребёнка звали Вольфганг Амадей Моцарт, и было ему от роду шесть лет. Путешествуя с отцом и сестрой по городам Европы, он проездом оказался и в этом монастыре.

 

 

 

 

В Вене, главном городе Австрии, маленький Моцарт встретился с настоящим императором Иосифом Вторым.
Император пришёл в полный восторг от его игры на клавесине. И совсем удивился, когда увидел и услышал, какие музыкальные и чуть ли не цирковые фокусы может проделывать этот необыкновенный ребёнок. Особенно императору понравилась игра на клавесине вслепую. Клавиатуру музыкального инструмента закрывали сукном, а маленький чародей, не видя клавиш, безошибочно нажимал на нужные, и таким невероятным способом ловко играл музыкальные пьесы.
Император даже позволил ему такое, чего никогда не простил бы другим, даже самым важным особам. Когда он сам заиграл на скрипке, маленький Моцарт принялся кричать «Браво!», если ему нравилось, или «Фу, как плохо!», если слышал фальшивые звуки.
Император подарил ему наряд своего племянника эрцгерцога -лиловый костюм с золотым позументом и шпату. А придворному художнику приказал написать картину на память об этой встрече.

 

 

 

А ещё маленький Моцарт познакомился в императорском венском дворце с настоящей принцессой с красивым именем Мария-Антуанетта. И удостоился её особого расположения. Пробегая в присутствии императорской семьи по гладкому, до блеска начищенному дворцовому паркету, он поскользнулся и упал. Старшая принцесса ехидно захихикала, а младшая — Мария-Антуанетта, милостиво помогла ему подняться, и тогда шестилетний мальчик сказал ей: «Вы добрая, славная, я хочу на вас жениться!» И уточнил: «Из благодарности».
Он ещё не понимал — никто и никогда не позволит простолюдину, сыну музыканта и внуку переплётчика книг, жениться на принцессе. Австрийской принцессе был предназначен в мужья могущественный король Франции Людовик Шестнадцатый. Мария-Антуанетта стала королевой и разделила печальную участь своего мужа короля. Им обоим во время французской революции самым жестоким образом отрубила головы на гильотине.
Так было на самом деле. А в сказке принцесса обязательно избежала бы позорной смерти, вышла бы замуж за Вольфганга и стала бы женой великого композитора.


 

 

 

Этот необыкновенный мальчик по имени Вольфганг всё же был обыкновенным мальчиком. Как и вес дети, он ждал, чтобы любимый папа поцеловал его перед сном, а в благодарность говорил: «Когда ты состаришься, я буду хранить тебя в стеклянном футляре и оберегать».
Как и все дети, он обожал шалости. Но только почему-то его забавы так или иначе становились музыкальными. Однажды к ужасу матери, он мелом исписал цифрами стол, стулья, пол и все стены. Потом он стал знаменитым музыкантом, но, как в детстве, любил подурачиться. Сочинить, к примеру, большое произведение для оркестра и назвать его «Музыкальная галиматья», то есть — «музыкальная чушь». Или весело посмеяться в другом произведении над неуклюжей игрой деревенских музыкантов.
А детское увлечение игрушками и числами сохранил навсегда. Просто шутки ради сочинял мелодии для музыкальных шкатулок или писал вальсики, пользуясь игральными костями — маленькими кубиками с точками на гранях, от единицы до шести. По случайно выпавшим числам он расставлял высоту нот. И, как ни странно, получалась довольно симпатичная музыка.

 

 

 

Вольфганг, как все его сверстники, плакал и смеялся, любил игрушки и не любил болеть. А ещё он обожал путешествия и вместе с отцом исколесил множество дорог, и те времена очень скверных и порой опасных. Побывали они и в самых знаменитых европейских городах. Там было кому себя показать и на что посмотреть.
В Париже восьмилетний Моцарт впервые в жизни, как настоящий взрослый композитор, напечатал спои сочинения.
В Лондоне он нашёл большого друга, очень известного композитора и музыканта Иоганна Кристиана Баха, сына великого Иоганна Себастьяна Баха. И хотя Иоганн Кристиан был старше Вольфганга Амадея на целых двадцать лет, он вёл себя с мальчиком как равный с равным, уважая его музыкальный талант. Они много времени проводили вместе и придумали музыкальную забаву, от которой приходили в восторг и они сами, и те, кто их слушал. Садясь за клавесин, взрослый брал на колени маленького, и начинался фокус: они играли, перехватывая друг у друга крохотные отрывки музыки, да так ловко, что, слушая их, можно было подумать, будто играет один человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Италии, в городе Риме, произошла скандальная история - Вольфганг похитил секрет Папы Римского.
Сначала не поверили: этого не смог бы сделать никто из взрослых, не то что четырнадцатилетний мальчишка. Потом убедились -и простили, так изумил их юный похититель. А случилось нот что.
У Папы Римского, главы всех католиков, хранилось музыкальное произведение для хора, которым он очень гордился. Композитор Аллегри сочинил невероятно хитроумную и сложную музыку. Настолько сложную, что на слух никто не мог понять ее тайну.
Хор пел это сочинение в Сикстинской капелле только один раз в году, потом ноты прятали под семью печатями до следующего года, чтобы никто и нигде больше эту музыку не пел и не слышал.
И надо было случиться, что Вольфганг с отцом были в папской Сикстинской капелле в тот единственный день, когда эта секретная музыка звучала. Вернувшись домой, Вольфганг записал всю сложнейшую композицию но памяти, от первой до последней ноты. Специальный папский посланец проверял, нет ли тут подвоха. И подтвердил — всё в точности как у композитора Аллегри.
 

 

 

Путешествуя по Италии, отец и сын Моцарты прибыли в итальянский город Болонья. Здесь находилась Музыкальная Академия, где мальчику и предстояло совершить творческий подвиг.
- Членами нашей Академии становятся только солидные взрослые музыканты, — сказали старшему Моцарту.
- Мой сын отмечен Божьей милостью. Он гений, — ответил отец.
- Ему придется доказать это, пройдя трудное испытание наравне с другими.
Мальчика заперли в одной комнате — сочинять музыку, а отца в другой, чтобы не вздумал помогать. Старые именитые музыканты, члены экзаменационной комиссии, приготовились вздремнуть часок-другой в ожидании готовой работы — так обычно бывало. Однако уже через полчаса Вольфганг принялся колотить в закрытую дверь. Разумеется, подумали взрослые, мальчишка не выдержал. Оно и понятно — далеко не всякому бывалому музыканту такое по силам. Но оказалось, маленький мальчик блестяще справился с трудной задачей. Экзаменаторы восхитились — и под бурные аплодисменты четырнадцатилетний Моцарт был объявлен академиком.

 

 

 

Мальчик играл, играл, играл и сам превратился и игрушку. Обыкновенные куклы вес стерпеть могут — и когда их наряжают, как вздумается, и когда за шкаф забросят, если разлюбят, А разве приятно живому ребенку всегда угождать взрослым? Разве так уж весело без конца и без устали ловить их умилённые взгляды, исполнять их приказы и капризы? И уж совсем неприятно быть вроде какой-то дрессированной собачки. А ведь однажды с Вольфгангом так и случилось, когда он, маленький чудо-музыкант, был приглашён на королевский обед. Думаете, посадили за стол? Вовсе нет. Мальчик стоял за королевским стулом, а ему, как любимой собачке, иногда протягивали лакомые кусочки. Попробуй-ка откажись от такой королевской милости — пи за что на свете не позволят давать концерты, каким бы замечательным ты ни был! Но у каждою живого ребёнка есть одна особенность — он растет и постепенно становится взрослым. Не то что кукла, которая всю спою игрушечную жизнь находится в одном младенческом возрасте. Немного повзрослев, Вольфгангом узнал уже взрослую игру — недобрую, нечестную, под названием зависть. Но сам он был человеком добрым и справедливым.
 

 

 

 

 


Чуть ли нс самое знаменитое и красивое сочинение взрослого Моцарта для оркестра называется совсем просто: «Маленькая ночная серенада». В то время, 200 лет назад, серенады предназначались для особых случаев. Вот как это бывало. Тёплыми летними вечерами, когда темнело, дамы и господа надевали лучшие наряды и выходили из своих домов с факелами и цветными фонариками в руках. Народ собирался поразвлечься. На городской площади или в парке уже стоят палатки, а вокруг - множество стульев. В палатках горожанам подают бесплатный
лишил. Летний ветерок ласкает липа, мерцают огоньки китайских фонариков, а в отдалении, у кустов, негромко играет с десяток музыкантов. Дамы и господа пьют сладкий лимонад и слушают серенаду. И звучит музыка - ласковая, как летний ветерок, приветливая, как слушающие её люди, игривая, как лимонад в бокале или огни фонариков. Всё в этой музыке под стать окружающей её праздничной и немного таинственной картине городского вечера,
Сегодня нам приходится слушать «Маленькую ночную серенаду» Моцарта в душном концертном зале или дома, в записи. Жаль немного, что так, а не иначе — как раньше было...
 

 

 

 

 

О тех временах можно было бы рассказать не только приятные, но и страшные истории -- какие, например, ходили о злых, жестоких янычарах с кривыми саблями-ятаганами. Янычарами звались воины турецкой пехоты. Турки в ту пору завоевали немало европейских стран и совсем близко подошли к Вене - столице Австрии. Однажды даже брали Вену приступом. Но было это до рождения Моцарта.
Люди знают — страх исчезает, стоит только над ним посмеяться. Вот и Моцарт посмеялся. Не совсем над янычарами, а над их военной музыкой. Сделал он это в одной из своих фортепьянных пьес под
названием «А-ЛЯ турка», то есть, «как у турок» (эту пьесу называют
ещё «Турецкое рондо» и «Турецкий марш»). А так было у турок? У турок в янычарских оркестрах ухал большой барабан, пронзительно пищала маленькая флейточка и гремел тарелками бунчук. В общем, дикие звуки неотесанных музыкальных инструментов.
Моцарт эти дикие звуки приручил, причесал, приукрасил, нарядил и выставил на забаву. И звучит теперь музыка «А ля турка» доброй приятной шуткой. Такой доброй и такой приятной, что люди готовы ее играть и слушать без устали.
 

 

 

 

 

Моцарт стал взрослым, у него появились собственные дети. Ио и во взрослой жизни, где так много трудностей, вёл он себя иногда просто как ребёнок.
Однажды он купил необыкновенного скворца. У птицы был редкий музыкальный талант. Моцарт просвистел мелодию, а скворец с лёгкостью повторил её. «Совсем как я», -- растрогался Моцарт и взял скворца домой. Потом любимый скворец умер. Моцарт устроил ему настоящие похороны и сочинил для надписи над могилкой печальные стихи. В один из холодных зимних дней друг Моцарта пришёл к нему в гости и застал хозяина и его жену за странным для взрослых людей занятием - они непонятно с чего устроили танцы. Друг удивился, а Моцарт рассмеялся: «У нас нет дров, и это единственный способ согреться».
Моцарт сочинил много опер. Опера -- большое театральное представление, в котором артисты не говорят, а поют. Даже здесь,
В серьёзных Операх, Моцарт от всей души веселился и дурачился. И люди улыбаются, когда приходят в театр посмотреть и послушать оперы Моцарта. Им нравится, что герои переодеваются, не узнают друг друга, прячутся за ширмами, ходят в масках.

 

 

 


Опера — это два удовольствия сразу — от красивой музыки и интересного зрелища. Есть у Моцарта опера-сказка «Волшебная флейта».
На сцене творятся сплошные чудеса. Принц Тамино сражается со страшным чудовищем и ис где-нибудь, а в царстве Царицы ночи. Царица ночи не дает погибнуть прекрасному юноше. Более того, она показывает ему портрет своей дочери принцессы Намитты, в которую принц немедленно влюбляется. А где же сама принцесса? Принцесса, оказывается, томится у волшебника Зорастро, похитившего её. Её ещё нужно найти и спасти. Но впереди так много невероятных преград, что преодолеть их одному принцу, даже очень храброму и очень влюблённому, не под силу. В путь он отправляется вместе с весёлым другом, птицеловом Панагеио.
А для полного успеха даны им волшебная флейта и волшебные колокольчики (сказка всё-таки музыкальная).
Все в этой сказочной истории, как и полагается, движется к хорошему концу. И препятствия благополучно остаются позади, и волшебник оказывается вовсе не злым, а мудрым и добрым, и принц Тамино соединяется с прекрасной принцессой Памипой.
 

 

 

 

 

Взрослыс тоже любят «страшилки». Есть у Моцарта страшная взрослая опера про Дон Жуана. Но знать о ней не мешало бы всем — и с детства.
В старые времена жил в Испании знатный господин по имени Дон Жуан. Был он храбрым и красивым, но вёл себя не так, как подобало бы хорО! нему человеку. Храбростью пользовался для драк, а красотой — для обмана женщин. Приглянулась ему дочь одного испанского гранда, и убил он его в поединке. Потом пришёл к его могиле и стал всячески над ним издеваться. Даже пригласил покойника в гости па ужин. И каменная статуя кивнула в знак согласия, Не хотел Дон Жуан показать себя трусом и ещё раз сказал:
«Приходи». За ужином он вёл себя, как привык — пил вино и ухаживал за Донной Анной. Вдруг раздались тяжёлые шаги, дверь распахнулась и на пороге появилась та самая статуя. «Если ты такой храбрец, — говорит она,— возьми меня за руку». И опять Дон Жуан не струсил. Взял статую за холодную каменную руку. Раздался гром, и статуя утащила Дон Жуана к чертям в преисподнюю.
Не страшно? Потому что наш рассказ без музыки. А в опере «Дон Жуан» от музыки Моцарта порой мурашки по телу бегают.

 

 

 

 

 

 

«Страшилки» бывают не только придуманные. С Моцартом произошла «страшилка» самая настоящая. Страшнее не сочинить.
Однажды к нему пришел незнакомец, странный и таинственный. Это был высокий, худой мужчина, весь в чёрном, несмотря на летний день. Не назвав себя, незнакомец подал письмо. От кого? Подписи не было. А было предложение сочинить Реквием за денежное вознаграждение с задатком в сто дукатов. Незнакомец положил на стол деньги и быстро удалился.
Реквием? По какому случаю? Реквием - это заупокойная месса, её исполняют в католических храмах в честь Иисуса Христа и в память о ком-либо из умерших. Кто умер на этот раз? Моцарт очень нуждался в деньгах. Заработков почти нет, А на руках семья, её нужно обеспечить. Он принялся сочинять Реквием. Шло время, а незнакомец не появлялся, Только однажды вдруг возник на улице перед Моцартом, спросил, идет ли дело, и исчез.
Моцарт заболел, ему становилось всё хуже. Даже пение любимой канарейки он теперь слышать не мог...
...Моцарт умер совсем молодым тридцати пяти лет от роду.

 

 

 

Кем же был этот незнакомец в чёрном, которого Моцарт принял за посланца смерти? Придётся сказать горькую правду. Горькая она, потому что противная, от неё поморщиться хочется.
Жил в то время в Вене один граф. Больше всего на свете он хотел прославиться в том, чего делать не умел, -- сочинять прекрасную музыку. И он прославился... но как воришка. Это он послал слугу заказать Моцарту Реквием, чтобы потом переписать его своей рукой и хвастаться чужим сочинением как споим собственным. Вот откуда эта скрытность и таинственность -- какой же вор, даже если он граф, совершая кражу, будет раскланиваться и называть своё имя?
И всё-таки придуманные истории бывают интереснее даже самой необыкновенной правды. До сих пор люди с замиранием сердца слушают страшную историю про то, как композитор Сальери злодейски, из зависти, отравил композитора Моцарта, подсыпав ему яд в бокал с вином. Многие верят, что так оно и было на самом деле. Поверил в эту историю и Александр Сергеевич Пушкин и написал трагедию «Моцарт и Сальери».

 

 

 

 

Для тех, кто постарше.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, небольшом австрийском городе в восточных предгорьях Альп. В то время Зальцбург был столицей крохотного княжества, которым правил архиепископ, соединяя в одном лице церковную и светскую верховную власть. Архиепископ зальцбургский, как и все монархи Европы, держал придворный оркестр, в нем состоял на службе Леопольд Моцарт, отец будущего великого композитора. Леопольд Моцарт, принадлежавший «большому роду южнонемецких ремесленников, был, как теперь сказали бы, интеллигентом в первом поколении. В детстве обучался у монахов-бенедиктинцев игре на скрипке, органе, клавире, готовился стать духовным лицом, потом прошёл курс философии и юриспруденции в Зальцбургском университете.
К рождению Вольфганга старший Моцарт сумел сделать достаточно удачную карьеру музыканта, числился вице-капельмейстером и композитором придворного оркестра, издал собственную школу игры на скрипке, завоевавшую европейскую популярность. Вольфганг был последний, седьмой ребёнок в семье, пятеро умерли в младенчестве, в живых осталась дочь Наннерль, четырьмя годами старше Вольфганга.
Ранняя музыкальная одарённость Вольфганга была настолько удивительной, что породила легенды, запечатлелась и памяти человечества как эталон гениальности. Первые уроки двухлетний малыш усвоил, слушая, как отец занимается со старшей сестрой, также обладавшей незаурядными музыкальными способностями.

 

 

 

Леопольд Моцарт оказался прекрасным педагогом и уникальным отцом, он целиком, без остатка посвятил жизнь своим детям и в первую очередь, разумеется, гениальному сыну. Любовь к сыну не была слепой и бездумной, наоборот, преисполненной педагогической мудрости, житейски трезвой заботы о его будущем. Своим начальным образованием Вольфганг целиком обязан умному и знающему отцу. В занятиях с сыном, ребенком очень живым и любознательным, не было никакого насилия, всё превращалось в игру, в высокое развлечение. Разумеется, главным предметом добротного домашнего гуманитарного образования была музыка, но большим увлечением Вольфганга был также мир чисел, к математике он питал особое пристрастие с детства и сохранил его навсегда. Сын отвечал отцу трогательной любовью и послушанием и не раз потом говорил: "После Бога у меня только папа".
Отношения Моцартов, отца и сына — это отдельная история, продолжавшаяся далеко за пределами детства Вольфганга, даже после того, как он покинул в 22 года родительский дом. По письмам отца видно, насколько глубоко было его участие во всех жизненных проблемах сына, и творческих, и личных.
Ревностный католик, Леопольд Моцарт искренне верил, что необыкновенные способности сына — дар, ниспосланный свыше, о котором должен узнать весь мир. Осенью 1762 года вся семья отправилась в Вену, столицу Австрийской империи. На протяжении двух недель императорская семья ежедневно восхищалась чудо-детьми: брата и сестру заставляли играть порознь и вместе, маленький музыкант виртуозно исполнял сложные вещи на прикрытых платком клавишах, импровизировал на заданные темы, с необыкновенной лёгкостью читал с листа незнакомую музыку и умилял собственными композициями. К тому же мальчуган со своим милым лепетом и весёлым ребячеством был просто очарователен.

 

Так началось десятилетие триумфальных выступлений юного виртуоза Вольфганга Амадея Моцарта по городам и странам Европы. И везде — восторженные приемы во дворцах и салонах, ласки и покровительство знати, общение с выдающимися людьми, непрерывный поток оваций, похвал и подарков. Слава опережала их неторопливые переезды, молва о необыкновенных детях бежала впереди. Но были у этой кочевой артистической жизни и теневые стороны. Концерты по обычаям того времени длились не меньше четырех-пяти часов, дороги были утомительны, а порой и просто опасны. И главное — болезни детей, они хворали часто и подолгу. Вольфганг перенёс скарлатину, а Наннерль однажды так опасно заболела, что родители уже не чаяли, выживет ли она. Не обошла их и страшная болезнь той эпохи — оспа, после которой Вольфганг на целых девять дней совершенно потерял зрение.
Но Вольфганга никогда, даже в младенчестве, не тяготили занятия музыкой. Позади оставались покорённые его необыкновенным талантом большие и малые города. И в их числе две блистательные столицы -- Париж и Лондон, в сравнении с которыми даже Вена казалась уютной провинцией. Здесь Моцарт получил массу музыкальных впечатлений, близко узнал лучших музыкантов, многие из которых вели себя с маленьким мальчиком на равных, как коллеги но искусству. Здесь же впервые были напечатаны сочинения восьмилетнего Вольфганга.
Три года длился первый выезд Моцартов в Европу. Архиепископ зальцбургский стал проявлять недовольство столь долгим отсутствием на службе своих музыкантов. Однако ему льстило, что именно его юного подданного в просвещённом мире называли «чудом XVIII века».
По возвращении домой прославившийся на всю Европу восьмилетний мальчик как ни в чём не бывало затевал со сверстниками уличные игры, а дома с удовольствием проводил время с любимой собакой. Но впереди ждали новые вершины.

 

 
 

Появились серьёзные заказы на сочинение музыки. В 1768 году (Вольфгангу почти 12 лет) по поручению венского придворного театра им была написана итальянская комическая опера.
А вслед за ней — первый зингшпиль (зингшпиль — австрийская национальная онера с разговорными диалогами на немецком языке). Отец понимал: карьера композитора, а тем более оперного, немыслима вне Италии -родины этого жанра и наиболее известных авторов опер. Именно туда и повёз Леопольд Моцарт сына. И Италия пала к ногам юного гения. И опять общий восторг. Папа Римский пожаловал ему орден «Золотой шпоры», Филармонические академии Болоньи и Вероны удостоили его избранием в свои члены, для итальянских театров были написаны новые оперы. Вольфгангу было 14 лет. Казалось, ему уготовано идти только по солнечной стороне жизни. Однако всё чаще на горизонте сгущались тучи.
Вольфганг взрослел. Иссякало всеобщее умиление ребёнком — чудом природы. Кое-кто уже взирал на него с завистью и недоброжелательством. Кто-то презрительно называл Моцартов «кочевыми цыганами».
Никак не удавалось получить достойное место службы, а другой профессиональной судьбы в то время музыканты не знали. Отец и сын Моцарты оставались придворными музыкантами в маленьком провинциальном Зальцбурге, где и оперного театра-то не было. Умер старый архиепископ, новый оказался человеком грубым и деспотичным. Положение становилось всё тягостнее. Обедал Моцарт в людской — ему было отведено место чуть повыше лакеев, но ниже поваров. Теперь выезд из Зальцбурга обставлялся унизительными условиями. Мать Моцарта Анна-Мария во время одной из таких поездок скончалась в Париже на руках у Вольфганга (отец не получил разрешения сопровождать сына). Однажды в ответ на просьбу Вольфганга отлучиться со службы, он был вышвырнут за дверь пинком ноги.

 

 
 

Моцарт поплёл на решительный шаг — он выбрал жизнь свободного художника и тем самым совершил беспримерный по смелости поступок. Это потом, в более поздние времена, композитор мог позволить себе роскошь нигде не служить, вести жизнь гордую и независимую. Но тогда отважиться на такое решился только он.
В 1781 году Вольфганг поселился в Вене. Жить ему оставалось десять лет. Вольное существование давало несомненные преимущества. Теперь он мог самому императору на упрёк: «Ужасно много нот, мой милый Моцарт» -спокойно ответить: «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество». Но был в таком положении и очевидный минус — постоянная изнурительная забота о заработке. А композитор уже обзавелся семьёй, рождались дети. Он трудился не покладая рук: сочинял и исполнял музыку, давал уроки. После смерти Моцарта был составлен каталог его произведений (каталог Кёхеля), он насчитывает 626 опусов — удивительное число, если учесть, что значительная часть их написана в последнее десятилетие короткой жизни композитора.
Конечно, было немало радостных моментов. Было страстное почитание в аристократических салонах, восторженный приём в оперных театрах, было признание лучших музыкантов того времени (особенно высоко ценил Моцарт похвалы Йозефа Гайдна). И было счастье творчества. Наиболее знаменитые сочинения Моцарт написал в венский период, среди них оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», Реквием, 40-я симфония соль минор, Маленькая ночная серенада. Но в то же время копились печали и тревоги. Омрачало существование отсутствие денег, порой до крайней нужды. Моцарт не оставлял мысли получить достойную службу, дающую спокойное благополучие. Но место композитора при австрийском дворе было прочно занято Аптонио Сальери. Моцарт был не прочь уехать из Вены. Одно время даже изучал карту, с интересом поглядывая па далёкую Россию, где хорошо платили иностранным музыкантам. Эта затея почему-то сорвалась.
 

 

Не состоялась и многообещающая поездка в милый с детства Лондон. А тут ещё странное, таинственное появление незнакомца, заказавшего сочинить непонятно кому и зачем заупокойную мессу — Реквием. Два последних сочинения Моцарта — опера «Волшебная флейта» и Реквием — самое светлое и самое печальное. Почему так распорядилась судьба? Не знак ли это к разгадке смысла его жизни и его музыки? И не эта ли просветленная печаль разрывает нам душу в предсмертном письме Моцарта? Вот оно полностью.

Любезный сеньор!

Хотел бы последовать вашему совету, по как это сделать? Моя голова раскалывается, разговариваю с трудом и не могу отогнать от глаз образ неизвестного. Постоянно вижу его перед собой, он меня умоляет, торопит, с нетерпением требует работу. Продолжаю, потому что сочинение мне менее утомительно, чем праздность. Впрочем, мне нечего больше бояться. По всему чувствую, что бьёт мой час; я готов умереть; я кончил прежде, чем воспользовался своим талантом. Жизнь была столь прекрасна, карьера начиналась при столь счастливых предзнаменованиях, но изменить собственную судьбу нельзя. Никому не измерить своих дней, нужно смириться. Пусть будет то, что пожелает Провидение. Кончаю, передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершённой.

Вена, сентябрь 1791 г.

Моцарт умер в декабре 1791 года, за полтора месяца до своего тридцатишестилетия.
 

 

 

 

   

 

  Что слушать

ОПЕРЫ
«Свадьба Фигаро»
Ария Фигаро (Мальчик резвый...)
Ария Керубино («Рассказать, объяснить не могу я...»)
Ария Керубино («Сердце волнует жаркая кровь...»)
Ария Барбарины («Уронила, потеряла...»)
"Волшебная флейта"
Ария Царицы ночи
Ария Папагено
Дуэт Папагепо и Напагены
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА
Маленькая ночная сиренада
Симфония № 40 соль минор
Увертюра к опоре «Дон Жуан»
Увертюра к онере «Свадьба Фигаро»
Увертюра к опере «Волшебная флейта»
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ХОРА И ОРКЕСТРА
Реквием («Лакримоза»)
КОНЦЕРТЫ
для фортепиано с оркестром
Концерт ре минор
Концерт до минор
Концерт ля мажор
для скрипки с оркестром
Концерт №  3 соль мажор
Концерт № 5 ля мажор
для кларнета с оркестром
Концерт ля мажор
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО
Фантазия ре минор
Соната до мажор
Соната соль мажор
Соната с фантазией до минор
Соната ля мажор (3-я часть —«рондо в турецком стиле»)
Вариации до мажор
Вариации ми минор
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНСАМБЛЯ
Квинтет с кларнетом ля мажор
Струнный квинтет соль минор

 

Мелодии Моцарта всегда где-то рядом с нами. Мы дышим музыкой Моцарта, как дышат воздухом, не задумываясь, когда делать вдох, а когда выдох. Пусть эта маленькая коллекция популярных мелодий чуть приоткроет дверь в большой и прекрасный мир Моцарта. 

Ноты для фортепиано:

  Симфония 40 Менуэт

  Маленькая ночная серенада (главная тема)

  Соната для фортепиано, часть 1

  Соната для фортепиано, часть 3, рондо в турецком стиле

  Концерт для фортепиано, вторая часть

  Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»

  Ариета Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»

  Каватина Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»

  Дуэт Дон Жуана и Цверлины из оперы «Дон Жуан»

  Песенка Папагено из оперы «Волшебная флейта»

  40ая Симфония, главная тема

  Соната для фортепиано, часть 2

  Маленькая ночная серенада , часть 2