Цвета радуги

Цвета радуги
 =Главная страница
 =О счастье размышления
 =Рисунки добавил много новых акварелей
 =Стихи и проза Пишу обо всём, что волнует...
 =Фотографии 2004 ... 2008 годы
 =Любимые книжки то, что нравится читать
 =Любимая музыка ноты для гитары и фортепиано
 =Ссылки Интернет, видео, музыка, ноты, радио, аудиокниги, софт,...
 =Написать письмо

 

Музыка старинных мастеров  MusikaStarinnihMasterov.djvu

СОДЕРЖАНИЕ
От составителя ................ 2  смотри ниже...

И. Ф. КИРНБЕРГЕР Четыре маленькие пьесы
I. Полонез ..........................3     
II. Менуэт ...............4 ....
III. Шалунья..........................4
IV. Вострушка .............5  ....
И. МАТТЕЗОН. Аллеманда..... . . . .6
ГОТЛ. МУФФАТ. Менуэт........... 8   ....
Ф. КУПЕРЕН. Маленькие ветряные мельницы......9    ......
Ж. Ф. РАМО. Ригодон.......... 11    ....
X. ЭЛИАС. Токката................13   ....
X. ЭЛИАС. Маленькая сюита......... 23
Й. А. ШТЕПАН. Соната № 8 . . .......27 


Нотное издание Для фортепиано Составитель Лариса Макаровна Г р а б к о Редактор А. Г. Петропавлов Техн. редактор Е. Ф. Николаева Корректор И. В. Бабанова ^  Нотографик А. А. Рогожная  Подписано в печать 25.10.88.


В настоящий сборник вошлн в основном произведения композиторов 1-й половины XVIII в., представляющих различные национальные школы: немецкую (И. Ф. Кирнбергер. И Ф. Маттезон), австрийскую (Готл. Муффат), французскую (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), испанскую X Элиас) и чешскую (Й. А. Штепан). Данное издание тпреследует цель расширить исполнительский и педагогический репертуар пианистов путем включения в него нот звестных или совсем неизвестных произведений, обладающих большой художественной и музыкально-дидактической ценностью.

Сборник открывают «Четыре маленькие пьссы»— оита Иоганна Филиппа Кирнбергера (1721 — 1783 одного из наиболее известных теоретиков и композиторов 18 в., имя которого должно быть поставлено рядом с именами Ж. Ф. Рамо и Дж. Тартини. Кирнбергер был учеником И. П. Кельнера, Г. Гербера, затем, в 1739—1741 гг. учился в Лейпциге у И. С. Баха. С 1741 по 1750 г. Кирнбергер был домашним учитeлeм музыки у польских магнатов, капельмейстером при женском монастыре во Львове; в 1751 г. вернулся в Германию, где в Дрездене учился игре на скрипке, после чего стал скрипачом Берлинской королевской капеллы; с 1754 стал учителем композиции и калельмейстером при дворе принцессы Амалин.
Кирнбергером написано множество пьес для клавира сюиты, фуги, упражнения), произведения для органа, симфонии, сюиты для оркестра, трио для 2-х скрипок и баса, песни, оды, мотеты, а также фундаментальные музыкально-теоретические работы («Основы гармонии», «Основы генерал-баса»).

Иоганн Маттезон (1681 — 1764) получил отличное разносторонее образование. Обладая прекрасным тенором, также играл почти на всех оркестровых инструментах. Е 1697 г Маттезон пел в Гамбургской опере, в 1699 г. участвовал в премьере своей оперы «Плеяды» одновременно в качестве певца и дирижера. Когда в Гамбург приехал Г. Ф. Гендель (1703), Маттезон взял его под свое ~ кровительство (но позднее поссорился с ним). В последствии Маттезон пел в 1705 г. в «Нероне» Генделя. С того же времени Маттезон стал музыкальным воспитателем в семье английского посланника, который брал его с собой в поездки и сделал сначала секретарем, а затем резидентом дипломатической миссии. В 1715 г. Матезон возвратился к профессиональной музыкальной деятельности, став одновременно капельмейстером и каноником Гамбургского собора, однако прогрессирующая глухота вынудила его отказаться от первой должности . а затем, с 1741 г., вновь перейти на дипломатическую службу.
Матезоном написано 8 опер (в том числе «Борис годунов»), 24 оратории и кантаты, мессы, сонаты для флейты и клавира, клавирные сюиты и т. п. Он яв-также автором музыкально-теоретических и эстетических сочинений: «Вновь открытый оркестр», «Защищенный оркестр», «Музыкальный патриот», «Основание триумфальной арки», «Совершенный капельмейстер», «Основы врат чести» и т. д.

Сведения о жизни и творчестве Готлиба (Теофила) Муффата (1690—1770), сына австрийского композитора Георга Муффата, крайне скудны. Известен его сборник «Музыкальных сочинений» для клавира, куда входят 6 сюит и чакона с 38 вариациями. Эти произведения продолжают традиции французских клавесинистов, подтверждением чему служит публикуемый менуэт.

Творчество Франсуа Куперена (1668—1733), прозванного современниками «Великим».— вершина французского музыкалного искусства периода классицизма. Им создает зш 250 клавесинных пьес, опубликованных при жизни композитора в 4 сборниках (1713, 1716, 1722. 1730 Куперен установил обычай составлять клавирные сюиты преимуществеино из программных миниатюр, среди которых особое место заняли женские портретные зарисовки. В рамках миниатюры он добился совершенства в воплощении разнообразного содержания.

В творчестве другого представителя французского классицизма, Жана Филиппа Рамо (1683—1764)' музыкальные жанры представлены достаточно разнообразно Среди них—сценические произведения (оперы-балеты лирические трагедии, комедии-балеты), инструментальные ансамбли, концерты для клавесина и инструментального ансамбля, 3 сборника клавесинных пьес (1706 1724, 1728). Рамо был также крупнейшим музыкальныv теоретиком XVIII в. В своих трудах «Трактат о гармонии», «Новая система музыкальной теории», «Гармонические основы музыки» он заложил основы совреме-ной теории гармонии.
Разнотипные программные пьесы Рамо для клавира порой тяготеют к характеристичности и лирической экспрессии театральной музыки.

Даты рождения и смерти испанского композитора Хосе Элиаса точно не установлены и ограничиваются приблизительно 1678—1755 гг. Исследователи относят его к представителям Каталонской школы.
Элиас учился у выдающегося композитора, главы испанской школы органистов XVII в. X. Кабанильеса, после чего стал сначала органистом собора в Барселоне, а затем, с 1725 г., в Мадриде. В настоящее время найден более 600 рукописей произведения Элиаса, представляющих не только историческую, но и художественную ценность. Композиторское мастерство Элиаса проявилось в ярких звуковых эффектах, в обогащении технически приемов игры на клавире. Его токкаты стали предшественницами концертных токкат и фантазий.

Чешский композитор Йозеф Антоний Штепан (1726— 1797) родился в Копилдно, в поместье графа Шлика Его первым музыкальным наставником был отец, сельский учитель. Музыкальная одаренность мальчика привлекла внимание графа, и в 1741 г. Шлик отправился с ним в Вену. Под руководством Г. Вагензейля Штепан обучаете-композиции и игре на клавире и вскоре заявляет о себе как о выдающемся композиторе, пианисте и педагоге В 1766—1775 гг. он дает уроки музыки императорскому семейству. Потеряв зрение, в 1775 г. Штепан оставил должность придворного капельмейстера, однако продолжал активную композиторскую и педагогическую деятеленость. Умер Штепан в Вене, завещав все свое состоян школе в Копилдно.

Творческое наследие Штепана составляют симфонии, зингшпили, 4 сборника песен, церковные произведение множество сочинений для клавира (причем некоторые из них явно предназначены для фортепиано). Несколько клавирных сборников было опубликовано в период межл 1756—1787 гг., однако значительное количество произведений Штепана существует только в рукописях.

Представленная в настоящем сборнике соната написана в традициях итальянского инструментального стиля который Штепан глубоко усвоил в процессе учебы Вагензейля.